Все православные христиане,
как члены Церкви, как посвященный Богу «народ святой» и «царственное
священство» (1 Пет. 2, 9), являются своего рода священнослужителями, так
как сама жизнь христианская есть служение Богу. Это выражается, в
частности, в том, что и миряне являются участниками совершаемых Таинств,
а в особых случаях прямыми совершителями Таинств Крещения. Но если в
Церкви все призваны к совместному служению Богу, то образы этого
служения различны.
Брак есть
единственное из семи христианских таинств, которое ведет свое начало от
времен ветхозаветных. Согласно (Быт 2:18), целью брака является не
столько деторождение, сколько духовно-телесное единство,
взаимодополнение, взаимопомощь.
Таинство соборования, или елеосвящения, как оно называется в богослужебных книгах, есть таинство, в котором, при помазании больного освященным елеем, призывается на больного благодать Божия для исцеления его от телесных и душевных болезней. Оно называется соборованием, потому что для совершения его собирается несколько (семь) священников, хотя по нужде может совершить его и один священник.
Покаяние
есть таинство, в котором исповедующий свои грехи, при видимом
изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим
Иисусом Христом (Катехизис).
В Евангелии от Иоанна говорится: «В последний великий день праздника
Иисус Христос возгласил: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в
Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой».
Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него». (Ин. 7,
37—39).
Крещение есть Таинство, в котором человек, уверовавший во Христа, при троекратном погружении его в воду во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, благодатью Божией очищается от всех грехов и возрождается в новую, святую и духовную жизнь.
Святитель Московский Филарет (в миру
Василий Михайлович Дроздов) родился 26 декабря 1782
года в городе Коломне. Отец и мать святителя
происходили из потомственного духовенства. 20 декабря
1791 года будущий святитель был зачислен в Коломенскую
семинарию. Редкие природные дарования соединялись у
него с отменным усердием. Вскоре, в связи с переводом
Коломенской семинарии в Тулу, юноша, исполняя волю
отца, направился в лаврскую школу в обители
преподобного Сергия. Переселение в Лавру наполнило его
душу несказанной радостью.
Предание рассказывает, что после Вознесения Христа и Сошествия Святого
Духа апостолы вместе с Богородицей стали тянуть жребий, куда кому идти с
проповедью. Божией Матери досталась в удел Иверия (Грузия). Прежде чем
отправиться в дальнее путешествие, Она решила заехать к Лазарю, другу
Христа, которого Он воскресил на четвертый день после смерти. Лазарь был
епископом на о. Кипр. Простившись с ним, Богородица села на корабль,
плывущий на Кавказ. Но сильный ветер не давал кораблю войти в пролив
Дарданеллы, относя его к гористому полуострову Афон, где с античных
времен находились капища языческих богов. Господь открыл Богородице, что
хочет, чтобы Она осталась на Афоне.
Остробрамская икона Божией Матери (Виленская икона) -
чудотворная икона, широко почитаемая православными и католиками в
Белоруссии, Литве, на Украине и в Польше; находится в часовне,
называемой Острая Брама (Острые Ворота) в Вильнюсе.
[Жировичская] (празд. 7мая),
чудотворный образ на камне, явленный близ имения Жировичи (Жировицы,
Журовицы; совр. Слонимский р-н Гродненской обл., Белоруссия), находится в
Жировицком в честь Успения Пресв. Богородицы
ставропигиальном мон-ре (Минская епархия), принадлежит к числу главных
из сохраненных святынь и исторических реликвий Белоруссии. Почитается
православными, католиками и униатами.
Икона
Божией Матери "Умиление" Серафимо-Дивеевская принадлежала
преподобному Серафиму Саровскому, была его келейной иконой. Елеем от лампады,
горевшей перед этой святой иконой, Преподобный помазывал больных, которые
получали после помазания исцеление. Подвижник называл икону
"Умиление" - "Всех радостей Радость", и перед ней он
скончался на молитве 2 января 1833 года. После смерти преподобного Серафима
Саровский настоятель о. Нифонт отдал святую икону "Всех радостей
Радость" сестрам Дивеевской Серафимовской обители.
Существует несколько
версий обретения этого чудотворного образа, которые, различаясь в
некоторых деталях, сводятся к одному: явление Урюпинской иконы Божией
Матери последовало 8 июня 1827 года. Образ был найден двумя
отшельницами, посвятившими свою жизнь служению Богу и жившими в
уединенном месте, неподалеку от станицы Урюпинская, в урочище,
называемом Каменный Баерак. Это место представляло собой крутой скат к
реке Хопер, покрытый лесом и изрезанный глубокими оврагами. Здесь, в
ветвях деревьев, у источника и была обретена икона. Некоторое время она
хранилась в хижине стариц, а потом образ был перенесен в казачью станицу
Урюпинскую, входящую в область Войска Донского. В 1854 году икона была
поставлена в приходском станичном храме Покрова Пресвятой Богородицы,
где хранилась в резном позолоченном киоте. К нему было привешено много
дорогих серебряных лампад, подаренных благодарными мирянами, которые
молились перед образом и получили исцеления.
Празднование Божией Матери 8 июля
(сегодня этому дню соответствует 21 июля по гражданскому календарю) в
честь Ее Казанской иконы имеет своим началом чудесное явление ее в
Казани в 1579 г. Через некоторое время после покорения Казани молодым
царем Иваном Васильевичем Грозным, учреждения им Казанской епархии и
успешного распространения христианства магометане стали оказывать
сильное сопротивление. Пожар 1579 г., истребивший половину Казанского
кремля и прилегавшую часть города, они расценили как гнев «русского
Бога». Именно в это время для укрепления Православия в Казани была
явлена милость Божия через чудесное обретение иконы Богоматери,
получившей по этому случаю наименование Казанской.
Владимирская икона Богоматери, по преданию, написана Евангелистом Лукою на доске из того стола, за которым трапезовало Святое Семейство. В Россию икона принесена из Византии в начале XII века, как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в женском монастыре Вышгорода, недалеко от Киева, слух о ее чудотворениях дошел до сына Юрия Долгорукого, князя Андрея Боголюбского, который и решил перевезти икону на север. Проезжая Владимир, лошади, везшие чудотворную икону, встали и не могли двинуться с места. Замена лошадей новыми также не помогла. Князь растолковал это знамение, как желание Божией Матери остаться во Владимире, где за два года и был сооружен храм Успения Богородицы.
Явление святого образа произошло в 1878 году. Крестьянин Ефремовского
уезда Тульской губернии, отставной солдат, был одержим страстью пьянства.
Он пропивал все, что имел, и вскоре стал нищенствовать. От непомерного
пьянства у него отнялись ноги, но он продолжал пить. Однажды во сне ему
явился старец и приказал идти в город Серпухов, в монастырь Владычицы
Богородицы, где находится икона Божией Матери "Неупиваемая Чаша”, и
отслужить перед ней молебен.